Культурные модели.
Известно, что «в основе каждой культуры лежит конкретная модель мира, которая определяет мировоззрение людей, характер их творчества и ведущую культурную парадигму».\Учебник. Н.А. Моисеева\. Модель рассматривается с позиции соотнесения объекта и субъекта культуры. Наиболее популярными являются 3 основных модели: натуралистическая, рационалистическая и символическая.
Натуралистическая модель. Человек – часть природы, следовательно основополагающий фактор – природный. Т.е., человек, творящий культуру, должен исходить из законов природы и подчиняться им. Жан Жак Руссо (1712 -1778) противопоставлял природу цивилизации, которая губит человека, разрушая его естественность. «Назад к природе».
Рационалистическая модель. Исторический процесс является процессом развития человеческого разума. Представитель немецкого Просвещения И.Г. Гердер (1744-1803) считал, что культура – это способ реализации человеческого гения, позволяющая реализовывать духовные ценности через речь и язык. Культура – «второе рождение». Французы понимали культуру как синоним разумности, который фиксируется в науке, искусстве, просвещении.
Г. Гегель (1770-1831) развил идею о роли разума (сверхрационализм). Культура – это характеристика развития человеческого разума.
Символическая модель. Теоретик Лесли Уайт (1900-1975). Культура как реальный объект, функционирующий по определенным законам, в которых главная роль отведена символическим смыслам. Сопоставляя развитие культуры с развитием законов общества, определил зависимость развития культурной модели от технологии и экономики.
Культура как мир человеческих смыслов.
Смысл (Даль В.И.) – способность пониманья, постижения, разум; способность правильно судить, делать заключение. Здравый смысл, толк, рассудительный отчет в делах своих, способность обсуждать причины и правильность действий; рассудок. Сила, значение, толк, разум, суть.
Варианты.
Культура – это особая сфера общественной жизни, в которой наиболее полно осуществляется творческая природа человека: искусство, образование, наука.
Культура - выражение сущности человеческого бытия как реализация творчества и свободы.
Предположим: отношение человека к миру определяется смыслом, смысл соотносит любое явление, предмет с человеком. «Если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Смысл является как бы посредником между миром и человеком. Смысл не всегда осознается человеком и не всякий смысл может быть выражен рационально. В большей мере смыслы таятся в человеческом бессознательном. Но смысл может стать общезначимым, объединяя многих людей. Именно такие смыслы и образуют культуру.
Т.о., культура – это способ творческой самореализации человека через смысл. Культура предстает перед человеком как мир смыслов, который вдохновляет и сплачивает людей в сообщество (нацию). Культура – это универсальный способ, которым человек делает весь мир «своим», т.е. превращает в «дом человеческого бытия», в носителя человеческих смыслов.
Для появления новой культуры смыслы должны быть закреплены в символических формах и признаны в качестве образца, т.е. стали смысловыми доминантами.
Культура является результатом свободного человеческого творчества, но она и удерживает его в своих смысловых рамках. В эпохи культурных трансформаций старые смыслы не удовлетворяют человека. Новые смысловые парадигмы создаются индивидуальным творчеством (Н.А. Бердяев).
Подходы к изучению и методы исследования культуры.
Со времен рационалистической культурной модели в культурологии преобладал европоцентристский подход к изучению культур. Европа претендовала на свою особую историческую миссию: указать путь развития всему миру, что способствовало развитию представления в общественном сознании, что только Европа знает как прийти к совершенству и процветанию человеку и человечеству.
О. Шпенглер (Закат Европы), Н.Я, Данилевский (Россия и Европа), А. Тойнби (Постижение истории) показали, что европейская культура обладает противоречиями, как все локальные культуры.
Для постижения сущности культуры необходимо продолжить ее изучение. Сегодня используются следующие подходы к ее изучению: философский, антропологический и социальный.
Философское понимание культуры: культура не просто сумма идей или вещей, которые можно выделить, а способ существования человека и его отношения к самому себе.
Антропологический подход: признание самоценности и равноценности всех культур на Земле в целом и каждого народа в частности. Любая культура, как и любой человек, уникальна.
Социальный подход: выявляет специфические признаки культуры. Предполагается, что в каждом обществе есть специфические культурологические «силы», которые определяют организованный, а не хаотический путь развития. Культурные ценности создаются обществом, но они и определяют развитие этого общества. Своеобразие общественной жизни: над человеком господствует то, что им рождено.
Культурология придерживается философской позиции.
Методы исследования культуры:
- эмпирический метод – изучение образа жизни, языка, морали. \Маргарет Мид (1901-1978) в течение 25 лет исследовала жизнь примитивных обществ. Ее выводы: культуру характеризует совокупность психологических типов людей.
- теоретический метод – выявление и изучение парадигм, изучение проблемы той или иной культуры, многообразия культурных феноменов через теоретические исследования. \ Бенедикт Рут (1887-1948) – американский антрополог, предложила в качестве методологического принципа «изучение культур на расстоянии», по произведениям литературы и искусства.
- Логический метод – осмысление уникальных, не поддающихся теоретическому обобщению культурных явлений. \Франц Боас (1858-1942) предлагал накопление систематизированного и теоретически обобщенного этнографического материала.
Вопросы культуры рассматривают разные дисциплины: культуроведение занимается описанием достижений той или иной культуры; «История мировой культуры» - в основе культурогенез, т.е. происхождение культур, исторические сведения о возникноквении культурных центров древности и т.п.
Национальная культура – синтез культурных достижений различных классов и социальных групп.
Мировая культура – синтез достижений всех национальных культур планеты.
Единство и многообразие культур. Теория К. Ясперса.
Мировая культура многообразна в своих проявлениях и опирается на признание единства и многообразия социокультурного процесса.
Пример. Европейцы, китайцы, африканцы, индейцы принадлежат к одному и тому же биологическому виду, произошли от кроманьонцев, используют одни и те же машины, компьютеры и др. блага цивилизации. НО, у них разные традиции и шкалы ценностей. Часто у народов, живущих в одних и тех же географических условиях, различный образ мышления, нормы поведения, характер искусства, традиции, стандарты жизни (народы Закавказья живут рядом тысячелетия, но их культуры сохраняют самобытность).
В современном мире происходит унификация, но очевидно ее проявление в поведении людей, а не в культуре.
Развитие техники формирует определенный стандарт общения. НО, главная тенденция сегодня: 1. усиление специфических особенностей этнических культур – ренессанс;
2. целостность культурного процесса;
3. различные уровни состояния мировой культуры: сосуществование новейших технологий и архаика (аборигены Новой Гвинеи). Э. Тейлор, Д. Фрезер, М. Стингл,
М. Мид.
Предположительно – труд и общение являются основными критериями культуры.
Культурологическая концепция К. Ясперса (1883-1969, экзистенциализм), О. Шпенглера (1880-1936), А, Тойнби утверждает единое происхождение и единый путь развития человечества. Суть: 5 век до н.э. – начало духовного процесса (разложение родовых отношений), результатом которого явился современный тип человека. Этот период (8 -2 век до н.э) Ясперс называет «ОСЕВЫМ ВРЕМЕНЕМ»: зарождение практических всех философских течений; имена: Китай – Конфуций, Лао-цзы; Индия –Будда, Упанишады; Иран – Заратустра; Палестина – пророки Илия, Исаия, Иеремия; Греция – Гомер, Архимед, Сократ, Платон и т.п. В этот период разработаны основные категории нашего мышления, основы мировых религий. По Ясперсу: происходит осознание человеком самого себя и всего бытия в целом.
Выводы.
1.Осевое время знаменует исчезновение Древних культур как целостной системы, но древние культуры продолжают существовать сегодня в воспринятых элементах.
2. то, что было создано в то время, существует и сейчас. Возрождение возможностей осевого времени (Ренессанс) ведет к духовному подъему. Возврат к этому началу происходит периодически на Западе, Китае, Индии.
3. В начале осевое время ограничено в пространстве, но в течение истории оно становится всеохватным.
|