Весть

Суббота, 14.06.2025, 18:33

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Материалы | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » 1 курс » ИМК

Культура Древней Греции
[ Скачать с сервера (86.5 Kb) ] 03.10.2012, 20:13

Вопросы темы: 

1.      Общая характеристика античной культуры.

2.      Особенности культуры Древней Греции.

3.      Афины – демократический полис.

4.      Мифы и литература.

5.      Театр

6.      Искусство.

7.      Философия.

8.      Архитектура и скульптура.

9.      Воспитание и образование.

 

Античная культура - культура Древней Греции и Древнего Рима - стала фундаментом всей европейской цивилизации. К ней восходят литературные жанры и философские системы, архитектурные и скульптурные приемы, основы астрономии, математики, естествознания. Античность в более широком смысле - древнейший этап в истории любой культуры. Тысячелетняя история античности накопила бесценные и зачастую непревзойденные сокровища человеческого духа.

Культура Древней Греции пленяет своим чувственным, "телесным” характером. Весь мир - "космос” - понимается греками как одушевленное, живое и прекрасное сферическое тело, населенное людьми и богами. Крупнейший знаток античной культуры А.Ф. Лосев отмечает: "Именно телесно зримая красота привела античную эстетику к таким главенствующим в ней категориям, как мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония”. Гармония, соразмерность, классические пропорции на века определили европейские каноны красоты и совершенства. Чувство порядка и меры - одно из важнейших для греческой античности: зло понималось ею как безмерность, а благо - как умеренность. "Меру во всем соблюдай!” - учил древнегреческий философ Гесиод. "Ничего слишком!” - гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.

Гегель в "Философии истории” отмечал, что в греческом мире мы чувствуем себя дома, "потому что мы находимся в сфере духа”. Духовный импульс, который исходил от древнегреческой культуры, оказывает свое влияние и в настоящее время.

Важную роль в сфере культуры Греции сыграл созданный там общественный строй - демократия. Демократическая система управления установилась к концу 6 века до н.э. Этот период, продолжавшийся около двух веков, получил название классический, соответствует высшим достижениям древнегреческой культуры. Государство не существовало "вне” и "над” гражданами, они сами в своей живой совокупности и были государством со всеми его культовыми, гражданскими и эстетическими установками. Это определяло то чувство единства личного и общественного, этического и эстетического, конкретного и всеобщего, интимного и монументального, которое достигает своего кульминационного выражения в классической культуре.

Наиболее ярко выраженным демократическим полисом были Афины. Любой гражданин мог выступить в народном собрании с критикой должностных лиц, с предложениями по вопросам внутренней и внешней политики. Он мог избирать и быть избранным на самые разные государственные должности. Полисная демократия защищала не только жизнь и имущество своих граждан, но права и свободу   личности.

Личность - гражданин  родилась в условиях полисной культуры. Все вопросы внутренней и внешней политики решались в народном собрании. Каждый гражданин в полисе обязан был считаться с правами других граждан. Нужно было либо суметь отстоять свое мнение, либо подчиниться мнению других. Характерная особенность классической греческой культуры, пронизывающая весь уклад жизни полиса, - это агонистика (состязательность); агон (состязание) охватывает все сферы жизни древних греков. Таков спор - агон - двух полухорий в классической комедии, такова форма традиционного философского трактата, разработанного как диалог. Состязания проводились между музыкантами и риторами. Дионисии - древнегреческие театральные празднества в честь бога Диониса - также проходили в виде соревнования драматургов. В каждом празднестве принимали участие три трагических поэта и три комических. Драматурги-победители пользовались большим почетом, их имена увековечивались в специальных грамотах - дидаскалиях.

Особое значение спор-агон приобрел в спортивных состязаниях, получивших свое воплощение в существующих поныне Олимпийских играх. В дни состязаний прекращались все военные столкновения. Атлет, трижды победивший в играх ("олимпионик”), получал право заказать у прославленного скульптора свою статую и поставить ее в священной роще, окружавшей главную святыню города - храм Зевса. Сами игры были священными и устраивались в честь великой победы Зевса над своим отцом - жестоким Кроном. В храме Зевса Олимпийского - главной святыне Олимпии - находилась знаменитая статуя Зевса из золота и слоновой кости, сделанная великим скульптором Фидием. Женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх. Атлеты состязались в беге (самым тяжелым видом был бег греческих воинов в полном вооружении), кулачной борьбе, езде на колесницах, метании диска и копья.

Но не физическая сила и выносливость были основой восторга и преклонения перед спортсменами. Древние греки, так верившие в гармонию и соразмерность, считали, что физическое совершенство и красота тела неразрывно связаны с духовной красотой и интеллектуальной развитостью. И здесь уже речь можно вести о другом важнейшем принципе древнегреческой культуры, о калокагатии (кат. эстетики), подразумевавшей гармоничное единение внутренней и внешней красоты в человеке.

Антропоцентризм - основная черта классической греческой культуры. В Афинах философ софист Протагор провозгласил знаменитый тезис: "Человек есть мера всех вещей”. Протагор имел в виду право каждого гражданина на отстаивание своей точки зрения, но девиз этот можно рассматривать и более широко, применительно к оценке роли человека в мироздании как таковом. Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, представленный самым прекрасным образом, стал эстетической нормой для Древней Греции, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства. Природа же передавалась скупыми намеками, ландшафт стал появляться только в эллинистической живописи.

3.Афины

Назначение культуры у древних греков - содействие гармоническому, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) развитию человека, политическому и нравственно-духовному - гражданина. В таких специализированных сферах культуры, как политическая и правовая, они видели разумное противодействие любого рода социальным конфликтам и потрясениям, угрожающим социальной и государственной целостности. Даже раб знал, что за особые заслуги, оказанные государству, он будет отпущен на волю и может получить вознаграждение. Насколько государственный контроль и политика в отношении рабов были эффективны и отвечали интересам государства и рабовладельца, можно судить по тому факту, что история Афин не знает ни восстаний рабов, ни случаев их активного участия в уличных беспорядках и столкновениях враждующих партий.

Картина афинской демократии будет неполной, если из нее исключить законопроизводство. Правотворчество осуществлялось по принципу широкой гласности и активного участия всех граждан. Обсуждение законов методом состязательного процесса, с обсуждением всех соображений "за” и "против” способствовало тому, что законодательство в возможно допустимых пределах отвечало интересам большинства граждан. Система наказаний в Афинах была весьма разнообразной. При наиболее серьезных преступлениях (убийство, государственная измена, безбожие) назначалась смертная казнь, причем осужденному предлагалось самому привести приговор в исполнение путем принятия яда. Иногда же ему на выбор предлагались меч или веревка. Разбойников и грабителей часто просто продавали в рабство, считая, что неволя хуже смерти.

4. Мифы и литература

Существенную часть древнегреческой культуры составляли мифы. На основе мифов формировались религиозные представления. Эллинам было чуждо восприятие религии как свода догм, зафиксированных в священных книгах. Мифология и религия теснейшим образом переплетались, и герои были не менее популярны и почитаемы, чем боги. Мифы постоянно использовались в различных литературных произведениях, что способствовало популяризации литературы как важнейшего вида художественного творчества.

Известно, что в основе древнегреческого алфавита лежит алфавит финикийцев, переосмысление которого позволило грекам разработать совершенную систему письма. В результате уже в начале архаического периода (в 8 веке до н.э.) Были созданы произведения, знакомство с которыми считается обязательным для современного человека в такой же степени, как и для грека классического периода (5-6 вв. До н.э.) - "Илиада" и "Одиссея” Гомера.

Культуру Античной Греции принято делить на три основных периода: гомеровский (11-9 вв. До н.э.), архаический (8-6 вв. До н.э.), классический. Гомеровский период известен мало. Сам Гомер жил позже, название периода имеет чисто условный характер. Архаический период - один из значительнейших для формирования древнегреческой культуры этапов, когда создаются принципиально важные направления, философские системы, эстетические принципы. Это не только время Гомера, но и многих других крупных представителей древнегреческой литературы, в частности эпического поэта, родоначальника этики Гесиода. Сведения о жизни и личности Гомера носят полулегендарный характер. Гесиод - реально живший человек, земледелец по изначальному роду деятельности. Сохранились две его большие поэмы: "Теогония, целиком основанная на материале мифов, и "Труды и дни. Эта поэма считается первым в истории культуры произведением, посвященным вопросам  этики и правилам поведения. Гесиод убежден в том, что люди отличаются от животных знанием добра и зла. "Труды и дни” стали для древних греков сокровищницей моральных поучений и полезных советов и пользовались в Элладе неизменной популярностью.

В 7-6 вв. До н.э. Формируется новое течение в греческой литературе. Внимание начинают привлекать не только героические деяния прошлого, но и темы сегодняшнего дня. Поэты описывают свои личные переживания, что ранее считалось совершенно недопустимым. Такого рода поэтические произведения получают название "лирических” ("лира” музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого поэты декламировали свои стихи). Лирика - один из трех родов литературы, произведения которого отражают внутренний мир автора, его переживания и чувства - существовала и ранее, в литературах Шумера и Египта, но только в Греции лирическое творчество стало нормой и традицией, тонко зафиксированной в произведениях лирических поэтов Архилоха, Солона, Алкея, Феогнида, Анакреонта и легендарной поэтессы Сафо.

Появление и развитие лирической поэзии связывают с именем Архилоха - величайшего из стихотворцев Эллады (нач. 7в. До н.э.). Он вводит в поэзию целый ряд новых стихотворных размеров, заимствованных из народных песен. Для Ф.Ницше Гомер и Архилох -"праотцы и священноносцы греческой поэзии”: "Гомер, погруженный в себя престарелый сновидец, тип аполлонического, наивного художника, с изумлением взирает на страстное чело дико носящегося в вихре жизни, воинственного служителя муз - Архилоха”, - пишет Ницше в произведении "Рождение трагедии из духа Музыки”.

5.Театр

Древняя Греция стала и родиной театра как художественного действа, созданного на профессиональной и структурно четкой основе. Ранее в истории культуры имела место лишь театрализация. Древние греки не только разработали сам тип представления, который был подхвачен последующими эпохами, но и стали родоначальниками нового литературно-художественного направления - драматургии, причем сразу в двух ее основных жанрах - трагическом и комедийном. Считается, что первое представление, созданное на основе заранее написанного и имеющего диалогическую форму текста, увидело свет в 537 году до н.э. От произведений ничего не сохранилось, кроме имен и названий пьес. Для нас театр начинается в классический период произведениями "отца трагедии” Эсхила, его младших современников Софокла и Еврипида, а также "отца комедии” Аристофана. Классический период, считающийся временем наивысшего расцвета культуры и политической системы Древней Греции и утверждения основ театрального искусства.

Мифологические сюжеты в трагедии – обязательное  требование, за исключением пьес о недавних героических событиях. Например, Эсхил наряду с "Прометеем прикованным” и "Орестеей” пишет трагедию "персы”, посвященную победе греков в битве при Саламине. Софокл вошел в историю литературы и театра как создатель "Антигоны”, "Царя Эдипа”, "Электры”, а Еврипид - прежде всего как автор "Медеи” и "Ипполита”. Комедии Аристофана - это ярко выраженные сатирические произведения, зло и остро высмеивающие те тенденции в общественной, политической или художественной жизни, которые лично ему кажутся достойными критики. В комедии "Лягушки” объектом его недовольства становятся софисты и Сократ, в "Облаках” - творчество Еврипида. В "Лисистрате” он выступает как ярый пацифист, критикуя популярную среди некоторых из его сограждан политику войны.

6.Искусство

В классическую эпоху формируется изобразительное искусство. Жившие тогда знаменитые скульпторы (Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп и многие другие) и художники, произведения которых безвозвратно погибли, создали пластические каноны древней Эллады. Хорошо известны такие произведения, как "Дискобол” Мирона, "Дорифор (копьеносец)” Поликлета, "Апоксиомен” Лисиппа. Они изображали богов и героев. Их «олимпийское» спокойствие, величественность, состояние духа, лишенное волнений и сомнений, выражают то совершенство, которого человек, если еще не достиг, но достичь может и должен. Скульптор Поликлет к разработал научную основу создания скульптуры. Он основательно изучил строение человеческого тела, вывел математическое соотношения между отдельными частями тел и описал в труде "Каноны”.

7.Философия

Греки явились создателями натурфилософии как самостоятельной науки, осмысливающей и сводящей воедино различные представления о мире и человеке. С древнегреческого "философия” переводится как любовь к мудрости, само слово впервые вводит Гераклита. У истоков греческой философии помимо Гераклита стоят такие личности, как Пифагор, Демокрит, Фалес.

В учении Пифагора проявилась связь культуры Греции с культурами Египта и Месопотамии, где он провел часть своей жизни, изучая опыт в области культуры и религии. Пифагор - один из реформаторов орфического мистического культа Греции и одновременно один из основоположников греческой философии, математики и астрономии. Пифагор не оставил письменного изложения своего учения. По свидетельству учеников, он назвал вселенную космосом, а строение мира - стройным целым, подчиненным законам "гармонии и числа”. Велика заслуга Пифагора  в создании древнегреческой системы воспитания, основанной на гармоничном развитии всех способностей человека, всех сфер человеческой личности: разума, души и тела. К сожалению, в рамках данного учебного пособия не представляется возможным даже бегло рассмотреть всех представителей греческой философии.

На площадях Афин излагал свои идеи знаменитый Сократ. Человек - не бог, но ему дана бессмертная душа - его личный бог при жизни, с которым он должен соотносить все свои помыслы и поступки. Высшее призвание человека - быть самим собой при любых обстоятельствах. Образ жизни и деятельность Сократа раздражали многих консервативно настроенных афинян, которые в 399 г. До н.э. Обвинили его в непочтительном отношении к традиционным богам, в попытке ввести новых богов, в развращении молодежи философскими беседами. Большинством голосов присяжные осудили его на казнь. Помещенный в тюрьму, Сократ отказался от предложенного друзьями плана побега, считая, что нужно повиноваться закону. В назначенное время он выпил чашу цикуты - растительного яда. Сократ, по словам Цицерона, опустил философию "с небес на землю”, обратил внимание философов на человека и его душу.

О человеке спорили и софисты. Алексей Федорович Лосев считал, что софистика "несомненно есть греческое просвещение”. Понимая, что главным препятствием на пути преобразования афинского полиса выступает обыкновенный рядовой гражданин с его предрассудками, они критиковали традиционное образование, полагая, что оно угнетает в человеке живость и критичность ума. Софисты учили своих учеников мыслить, а следовательно, - сомневаться, поскольку с их точки зрения для мышления опасны не сами сомнения, а страхи перед ними.

Одним из учеников Сократа был молодой Платон, посвятивший всего себя учителю, и популяризации его учения. Все свои идеи в позднейших философских диалогах Платон неизменно будет вкладывать в уста Сократа. Казнь Сократа стала для него потрясением; Платон покинул Афины. Он не смог примириться ни с афинской властью, казнившей учителя, ни с обществом, в котором не нашлось места истинному мудрецу. Мир, убивший Сократа, не может быть справедливым и благим. Платон совершает философский "уход” в собственный мир, мир "эйдосов” или "идей”, где нет ничего преходящего и случайного, ничего порочного и несовершенного. В конце жизни Платон теряет веру в свой идеальный мир, во всемогущество идеи добра, в благую природу человека. Завершающим актом его жизненной драмы становится написание диалога "Законы”. По словам А.Ф.Лосева, "законы” производят впечатление глубочайшего отчаяния философа осуществить свой идеализм гуманными и достаточно идеальными методами”. В результате Платон создает одну из первых в европейской истории антиутопий, рисуя полицейское тоталитарное государство казарменного типа.

Самым знаменитым учеником Платона был Аристотель, впоследствии значительно пересмотревший философские взгляды учителя ("Платон мне друг, но истина дороже”). Аристотель - вдумчивый и кропотливый ученый-систематик. Он является отцом логики. Его трактаты, помимо собственно философии, посвящены математике, биологии, физике, космологии, психологии, теории искусства (поэтике), риторике, этике, политике. Аристотель был в течение четырех лет воспитателем сына македонского царя Филиппа 2 Александра. Впоследствии великий полководец скажет о своем учителе: "Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену”. После того как Александр стал царем, Аристотель вернулся в Афины, где открыл свою философскую школу - ликей. В этом он последовал примеру своего учителя: созданная Платоном в Афинах школа, академия, просуществовала более 900 лет и была закрыта уже в эпоху средневековья.

10.  Архитектура и скульптура

Античная культура Эллады пронизана искусством. Греческая философия весьма тесно связана с эстетикой, и без нее, как показал А.Ф.Лосев, не может быть понята. Зрение - основа древнегреческого познания. Отсюда любовь эллинов к пластичным, статичным видам искусства - архитектуре и скульптуре.

Их произведения нужно рассматривать, постигая основы красоты и гармонии. Красота связана с неподвижным, неизменным. Структурными принципами красоты являются гармония, мера, соразмерность. Наиболее полно эти принципы воплощены в ансамбле афинского акрополя с его знаменитыми храмами Парфеноном и Эрехтейоном. Акрополь был также украшен множеством скульптур: статуи Афины Воительницы и Афины Парфенос, рельефы и фронтон Парфенона. Прекрасные величественные кариатиды украшают портик Эрехтейона. Архитекторами акрополя были Иктин и Калликрат, создателями скульптурных произведений - Фидий и ученики его школы.

Греки произвели революции в теории архитектуры, разработав систему ордеров. Архитектурный ордер - это система, подразумевающая строгое соотношение несомых и несущих частей здания, предусматривающая при этом отражение определенных эстетических канонов. Древнегреческие ордеры - дорический, ионический и коринфский - отражали как любовь греков к научным знаниям, так и их пристрастие к гармоничности, соразмерности и внешней строгости. Построенный в период правления Перикла комплекс акрополя наглядно продемонстрировал единение красоты и надежности, которое обеспечивалось использованием ордерной системы. Жилые дома в древней Греции имели довольно скромный вид. Стремление к роскоши стало проявляться только в эллинистический период.

11.  Воспитание и образование.

В Древней Греции была разработана система воспитания, которая в той или иной форме существует и по сей день. Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность с определившимися ценностными ориентациями. В основе лежал принцип пайдейи -достижение гармоничного развития личности. Одной из первых школ стал пифагорейский союз. Чтобы получить право считаться членом союза, человек должен был пройти пятнадцатилетний цикл обучения, состоящий из трех пятилетних этапов. Принимались в пифагорейский союз и мужчины, и женщины. Пифагорейское образование было сакральным и труднодоступным. Практика разностороннего воспитания прочно укоренилась в Древней Греции. Процесс обучения длился с семи до шестнадцати лет. Существовал закон, обязывающий родителей давать образование своим детям. С 7 до 12 -14 лет дети изучали словесные науки (грамматику, литературу, основы стихосложения, основы ораторского искусства) и музыку.  Древней Греции были распространены два инструмента: флейта и кифара (лира). С 13-14 лет главным образом занимались гимнастикой, посещая гимнастические школы - палестры.

Культура Древней Греции - явление поистине необъятное и проследить развитие всех ее направлений в пределах одной лекции не представляется возможным. Все, о чем шла речь выше - лишь малая часть наследия Эллады. В последние десятилетия 4 в. До н.э. Наступил конец классического периода античной Эллады. Греция превратилась в часть эллинистического мира, преподнеся ему на редкость щедрый подарок - свою высочайшую культуру.

Дополнительный материал .

1. Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между мифом и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом, и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

1. Мифология – есть первая форма целостного теоретического знания, в которой соединяются гносеологическое эстетическое, коллективное и индивидуальное; это своеобразная предфилософия древности.

2. Миф – материально-вещественное, чувственно-теоретическое бытие. Миф – это реальность, но иного уровня, чем объективная реальность бытия.

3. Миф – это символический, поэтический, но вместе с тем и фаталический рисунок жизни, в котором самое невероятная бытийная фантастика соединяется с абсолютным бытовым реализмом.

4. Миф – это больше чем первоначальная форма знаний, это вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. Это начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением.

Исследуя древнегреческие мифы, русский критик XIX в. В.Г.Белинский писал: «Мифология была выражением жизни древних, и их боги были не аллегориями, не риторическими фигурами, а живыми понятиями в живых образах» (Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, Т. 7, с. 108)

 

Литература.

Моисеева Н.А. Культурология. История мировой культуры. «Питер» 2007

История мировой культуры. А.В. Грожан. 2010

Пушнова Ю.Б. История культуры. Краткий курс лекций для ВУЗов 2009

 Костина А.В. Культурология. Учебник 2010

Боннар А. Греческая цивилизация.М.,1992

Кнабе Г.С. Лекции по истории культуры античной Греции и античного Рима.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч.: в 2т. Т.1 М.,1990

Тахо-Годи А.А. Греческая мифология М.,1989

 

Вопросы для повторения.

  1. Перечислите предпосылки возникновения античной культуры.
  2. Назовите основные особенности античной культуры.
  3. Как оценивал античность Ф. Ницше?
  4. В чем состоит сущность античной системы ценностей?
  5. Какова роль состязательного начала (агона) в античной культуре?
  6. Назовите особенности греческой религии и мифологии, акцентируйте внимание на ее антропоцентризме.
Категория: ИМК | Добавил: Татьяна_Михайловна
Просмотров: 3265 | Загрузок: 63 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

ИМК [77]
Естествознание [89]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 374

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0