Наука в системе культуры.
[ Скачать с сервера (347.1 Kb)
]
| 05.11.2012, 19:52 |
Тема 1. Естествознание в системе науки и культуры. 1.Наука – это определенный вид знания, а также особая сфера деятельности людей. Наука познает объективные законы явлений, которые изучает, т.е. раскрывает общее, устойчивое необходимое и закономерное в отдельных явлениях. Признаки: системность, логическая доказательность. Цель: стремление к истине. Методы: специальные методы познания и специальный язык. Истина субъективная – результат познавательной деятельности человека, субъекта познания, и существует в сознании человека (в силу способа получения и формы выражения). Истина объективная – это знание, результат которого не зависит от познающего субъекта, так как обусловлено объектом познания, его свойствами и закономерностями. Абсолютная истина – это точное, полное отражение действительности, это вечная истина. ( Моцарт – великий немецкий композитор.) Относительная истина - форма выражения объективной истины, потому что: 1. Отражает объект в определенных условиях, следовательно не может быть применена в других условиях; 1. Никакой объект или процесс не может быть познан до конца вследствие бесконечной сложности. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин. Эмпирическое познание – это опытное (практическое, полученное в опыте, житейское) знание, кот. с появлением науки превращается в специальную познавательную деятельность. Важнейшей особенностью эмпирического научного исследования надо считать его направленность непосредственно на чувственно воспринимаемые объекты путем наблюдения и эксперимент как два главных его метода, т. е. познание мира на уровне явления в аспекте многообразия. Эмпирическое знание фиксирует и констатирует факты. Теоретическое знание дает возможность объяснить факты, вскрыть сущность и основу. Главные вопросы теории: почему, как, каким образом происходят те или иные явления. «Научная теория не только факт, но совокупность многих фактов, а свидетельство многих заслуживает больше доверия, чем свидетельство одного» Русский биолог К.А. Тимирязев. В ХУ11- ХУ111 веках в Европе были созданы первые научные общества, академии, начали издаваться научные журналы – наука сложилась как социальный институт. Численность ученых в мире: Конец 18 – начало 19 вв.---------------------------около 1 тысячи человек Середина 19в.----------------------------------------- 10 тыс. Начало 20 в.------------------------------------------- 100 тысяч Конец 20 в. -------------------------------------------- свыше 5 млн. человек. Общество, заботящееся о своем будущем, заинтересовано в увеличении финансовых затрат на развитие науки. К формам научного знания относятся: проблемы, гипотезы, теории, идеи, принципы, категории, законы – важнейшие элементы теоретических систем. Факты – явления самой действительности. Научный факт – это наше знание, истинно сообщающее нам о наличии этого явления. Истинные и ложные факты: Солнце вращается вокруг Земли. Земля вращается вокруг Солнца. Для доказательств берутся не отдельные факты, а вся совокупность относящихся к данному вопросу фактов, без единого исключения. Проблема – вопрос, «знание о незнание». Догадка – интуитивное предположение о решении проблемы. Научная гипотеза – предположительное знание, истинность или ложность которого не доказана. Требования для выдвижения гипотезы: 1. Основные положения гипотезы не должны противоречить известным и проверенным фактам. 2. Соответствие новой гипотезы надежно установленным теориям 3. Доступность выдвигаемой гипотезы практической, экспериментальной проверке (в принципе) 4. Максимальная простота гипотезы. Теория – одна из наиболее устойчивых форм научного знания, в отличии от гипотезы, - проверена, доказана; в научном смысле – это система истинного, уже доказанного, подтвержденного знания о сущности явлений, высшая форма научного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношение всех его элементов, сторон и связей. Принципы – наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Законы конкретизируют принципы, раскрывают механизм их действия, взаимосвязи вытекающих из них следствий. Законы науки отражают в форме теоретических утверждений существующие (в природе) и постигнутые (открытые) объективные законы. Категории науки – наиболее общие и важные понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, ее предмета. Принципы, законы, категории – главные элементы теории. Научная революция - это результат качественного изменения всей системы теоретического знания, вследствие накопления новых фактов, открытий. (Н. Коперник, И. Ньютон, А. Эйнштейн) Методы – это 1. приемы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и т.п. 2. способы эмпирического и теоретического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование идеализация, формализация и т.п. Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений. Эксперимент – способ исследования, отличающийся от наблюдения активным характером, преобразующим воздействием на объект с целью решения проблемы, в связи с которой эксперимент ставится. Измерение – это материальный процесс сравнения какой – либо величины с эталоном , единицей измерения. Аналогия – прием познания, при котором на основании сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других свойствах. Моделирование – «это есть замена изучения интересующего нас явления в натуре изучением аналогичного явления на модели меньшего или большего масштаба, обычно с лабораторных условиях. Основной смысл моделирования заключается в том, чтобы по результатам опытов с моделями можно было дать необходимые ответы о характере эффектов и о различных величинах, связанных с явлением в натуральных условиях». Академик Л. И. Седов. Модель – это материальная (реально существующая или искусственно созданная) или мысленно представляемая система, заменяющая объект познания. Замещение исследуемого объекта его моделью является сущностью моделирования. Идеализация – процесс абстрагирования, мысленного создания понятий об идеализированных объектах, которые не существуют в реальном мире , но имеют прототипы. Интуиция – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения; вид непосредственного знания (озарение, вспышка). Наука и мифология. В мифе абстрактно-логическое мышление слито с чувственно-образным восприятием явления, знание – с переживанием. В мифе нет различия материи и сознания, мышления и чувств. В мифе нет различия естественного и сверхъестественного, так как в мифологическом мышлении этих понятий нет. Различие появилось лишь с возникновением теоретического мышления в форме первых натурфилософских учений, что породило и религиозные различия. Но религия утверждает реальное существование сверхъестественного, наделяя его подлинным, бесконечным и всемогущим бытием. Наука же признает существование только естественное и отрицает сверхъестественное. Конец ХХ века характеризуется мощно развитой наукой, которая прекрасно сосуществует с религией, более того часто не отвергает, но подтверждает существование сверхъестественного. Истина еще не постигнута. Из истории науки. Наука – это познавательная деятельность, направленная на сбор информации, ее проверку, накопление и сохранение, а также передачу знаний от поколения к поколению. Знание – это результат познавательной (научной) деятельности. Латинское слово scientia – наука, знание. 1 этап становления науки принято считать дотеоретическим, дофилософским. Первые профессионалы науки – жрецы (3 –2 тысячелетие до н. э.).Египет, Вавилон, Индия, Китай обладали достаточно высоким уровнем развития науки. Вавилон: способы решения квадратных уравнений шестидесятиричная «позиционная система»: 1час = 60 минутам = 3600 секундам Астрономия: период равный 223 лунным месяцам, в течение которого происходят 41 солнечное и 29 лунных затмений. Египет: Введение солнечного календаря: 1 год = 365,25 дней, 12 месяцев по 30 дней, к каждому году добавлялось 5 дней, високосные годы не вводились. Число «пи» Формула для вычисления объема усеченной пирамиды с квадратным основанием Формулы вычисления площадей треугольника, прямоугольника, трапеции, круга. Химия (химическое ремесло) Китай: изобретение пороха, крашение Персия: металлургия, гончарное дело. / В Ветхом Завете упоминается шесть металлов: железо, свинец, олово, медь, серебро, золото/ Античная философия как первая форма теоретической науки. 4 век до нашей эры, Древняя Греция – время и место рождения научно –теоретического знания. Условия для появления научно – теоретического знания – расцвет рабовладельческой демократии. Натурфилософия - это первая форма теоретического знания. Природа понималась как некое отдельное вещество (вода, воздух, огонь и т. п.), прямо и непосредственно связывающее все явления в единое целое. Первая философская идея – идея единства и самообусловленности мира. Родоначальник античной натурфилософии Фалес предсказал солнечное затмение в Греции в 585 году до н. э. Он является также гидроинженером, географом, астрономом, физиологом. Пифагор исследовал в арифметике свойства рядов чисел, в геометрии – свойства плоских фигур, открыл теоремы о несоизмеримости диагонали и сторон квадрата и др. Эмпедокл прославился как врач, физик и физиолог, объяснил причины солнечного затмения, предположил огромную скорость света, предложил теорию возникновения животных (случайное соединение отдельных органов приводило сначала к возникновению чудовищ, затем появление определенной гармонии и т.п.) Евклид, Архимед (3 век до н. э.), Птолемей (2век до н.э.) – достижения в математике, механике, астрономии и т.д. Средневековье. Для этого периода характерно развитие астрологи, алхимии, магии, кабалистики и других проявлений оккультизма и тайного знания. Началом истории алхимии считается 4 век нашей эры. Для науки это важнейший период накопления новых фактов, развития логического мышления. Были сделаны научные открытия в области химии, решены важные практические задачи, разработаны технологии получения красок, стекол, лекарств, сплавов, разнообразных химических веществ. 10 –12 века знаменательны развитием естествознания на Востоке. Арабские мыслители: иранский врач и химик Ибн - Закария аль-Рази, среднеазиатский ученый Аль- Фараби, ирано-таджикский философ, ученый –медик и врач Ибн-Сина (Авиценна), математик , астроном, поэт мыслитель Омар Хайям, арабский философ и врач Ибн Рошд (Аверроэс) – сохранили связь с античной философией и наукой , с учением Аристотеля. 16 –17 века начало становления современного естествознания. В это время открытия Г. Галилея и И. Ньютона совершают в механике настоящую революцию. 1543 год. Польский астроном Н. Коперник в своей книге «Об обращениях небесных сфер» создает новую гелиоцентрическую модель Вселенной. Итальянский философ Джордано Бруно доказывает, что Вселенная не имеет центра, она беспредельна и состоит из бесконечного множества звездных систем. Открытия Г. Галилея, сделанные с помощью изобретенного им телескопа, подтвердили эти идеи. Немецкий астроном И. Кеплер открыл законы движения планет Солнечной системы. Конец 17 века ознаменован революцией в математике. Английский ученый И. Ньютон и немецкий математик Г. Лейбниц, независимо друг от друга, разработали принципы интегрального и дифференциального исчисления, которые явились основой математического анализа и современного естествознания. Р. Декарт и П. Ферма заложили основы аналитической геометрии (системы координат) 18 –19 века. М.В. Ломоносов, И.Кант, П.С.Лаплас, К.Ф. Вольф развивали гипотезы естественного происхождения Солнечной системы, идеи эволюционного развития явлений природы. За 48 лет до французского физика и химика А.Лавуазье М.В. Ломоносов эспериментально открыл и теоретически обосновал закон сохранения вещества и высказал идею сохранения движения. Для докладов и рефератов: Деятельность выдающихся русских ученых – Н.И. Лобачевского, Н.И. Пирогова, Д.И. Менделеева, И.П. Павлова, Н.И. Вавилова, В.И Вернадского, К.Э. Циолковского, С.П. Королева, И. В. Курчатова, М.В. Келдыша и др./ Предположительно: проведение «Круглого стола»/ 19 век. Теоретическими науками становятся: химия, термодинамика, учение об электричестве. Дж. Дальтон предложил атомистическую идею химических изменений вещества.. 1861 год. А.М. Бутлеров сформулировал основные положения теории химического строения молекул. 1869 год – Д.И. Менделеев открыл Периодический закон химических элементов. Н.Карно, Ю.Р. Майер, Г. Гельмгольц, У. Томсон, В. Нернст и др. ученые установили основные законы термодинамики, в том числе, закон сохранения и превращения энергии. М. Фарадей и Дж. К. Максвелл заложили начало учения об электромагнитном поле. Биология. Т. Шванн, М. Шлейден, Я. Э. Пуркинье: клеточная теория. Ч. Дарвин: эволюционное учение. Физиология: И.М. Сеченов совершил открытия в физиологии высшей нервной деятельности. Р. Декарт: рефлекторный характер непроизвольных движений, управляемых головным мозгом. И.П. Павлов: открытие условных рефлексов. Начало 20 века. Г.Герц открывает электромагнитные волны. В. Рентген – рентгеновские лучи (по имени первооткрывателя). А. Беккерель – радиоактивность. М. Кюри – Склодовская и Пю Кюри – радий. П.Н. Лебедев - световое давление. М. Планк - первые положения квантовой теории и др. Этапы НТП (научно – технического прогресса) 1. 16 –18 веках наука становится «служанкой производства». 2. 18 – середина 20 века. Развитие машинного производства. Необходимость в прикладных и производственных исследованиях, опытно – конструкторских разработках. 3. Связь НТП с НТР (научно – техническая революция). Лидирующая роль науки по отношению к производству. Естествознание и научная картина мира. Научная картина мира ( понятие возникло в конце 19 века) – это особая форма систематизации знаний, преимущественно качественное обобщение и мировоззренческо – методологический синтез различных научных теорий. 1 этап – мифологическая картина мира / донаучная/ 2 этап – натурфилософская картина мира. 3 этап (16 –18 века) механистическая картина мира / Законы механики Галилея – Ньютона распространившиеся на все явления мира/ 4 этап ( 19 век) - термодинамическая картина мира ( в рамках механистической), основанная на молекулярно – кинетической и вероятностно – статистических законах. 5 этап ХХ век – релятивистская и квантовомеханическая картины мира. В ХХ веке биология вырабатывает новые направления: эволюционное учение, генетика, экология. Для современного периода развития науке наиболее характерной чертой является появление и развитие междисциплинарных направлений исследования: синергетика, кибернетика, биохимия, биофизика и т.п. Возникли комплексные отрасли научно – технической деятельности: системотехника, эргономика, дизайн, биотехнологии и др. Особенно характерной чертой является усиление дифферециации ( разделения), специализации знания С одной стороны и синтезация, интеграция с другой. В последнее время тенденция к интеграции становится доминирующей. Синергетика как научное направление возникла в 70-х годах ХХ века и связана с именами И. Пригожина и Г. Хакена. Цель синергетики - познание общих принципов самоорганизации систем самой разной природы ( от социальных до физических). Предметом синергетики являются прямые и обратные переходы систем от стабильности к нестабильности, от хаоса к порядку. Классификация наук. 1. Общее деление: естественные, технические, общественные (социальные), гуманитарные. 2. Детализация блоков. Естественные: науки о космосе (астрономия, космология, астрофизика, космохимия идр.); о Земле (геология, геофизика, геохимия и др.); фихика; химия; биология; антропология. Общественные науки: социология, политология, политические науки, идеологические науки, экономика, юридические науки, управление и др. Гуманитарные науки : психология, логика, литературоведение, история, лингвистика - это науки о человеке как социальной личности, как одухотворенном субъекте, о его духовном внутреннем мире, о человеческих взаимоотношениях и духовной культуре общества. 3. Особое место в системе наук занимают философия, математика, термодинамика и некоторые другие подобные им науки в силу своего общего характера. Культура. Латинское слово cultura первоначально означало обработку земли, возделывание почвы. В 45 году до н. э. Цицерон применил его в переносном смысле как cultura animi ,что переводится как «возделывание, взращивание души, духа». Культуру стали понимать как нечто, противостоящее природе ( лат. Natura), «второй природой», созданной человеком. Культура – это человекоформирующий феномен, создаваемый самими людьми и существующий в виде особого аспекта общества; проявляется в предметных результатах деятельности и в способах осуществления этой деятельности. «Быть культурным» - это значит овладеть культурой общества, формировать свой внешний и внутренний мир согласно ее требований. Наука является одной из важнейших составляющих культуры в целом. Деление культуры на материальную и духовную в ХХ веке определило деление на естественнонаучные и гуманитарные культуры. Герменевтика – искусство толкования текстов, проникновение во внутренний мир другого индивида, понимание его мыслей и переживаний. Герменевтика лежит в основе гуманитарной культуры. Традиционно деление культуры на научную и художественную. Но в своей сути культура едина при всем многообразии ее разновидностей. Примеры тому нам представляет не только эпоха Возрождения, но и современность. Усиление связи науки и общества ведет к обострению социально-нравственных проблем развития науки. Всякая деятельность, в том числе научное познание и художественное творчество, характеризуется противоречием между субъективным стремлением к цели и объективным содержанием результатов деятельности. Демократическое общество предполагает не только свободу выдвижения точек зрения, но и социальную ответственность за чистоту избранной позиции. Художник, ученый является не только гражданином своей страны, представителем своей группы, клана, партии, но и всего человечества. Именно поэтому, для обоснованного выбора своей позиции ученый или художник должен хорошо ориентироваться не только в профессиональных, специальных, но и в социально – политических, философских (мировоззренческих и методологических), гуманистических, нравственно – этических вопросах развития науки. Сциентизм – преувеличение значения точного знания (естествознания) и недооценка общественных и гуманитарных наук. Техницизм – признает технику движущей силой исторического процесса без учета социально – экономических факторов. Антисциентизм – считает науку чуждой и враждебной сущности человека силой, возлагает на науку ответственность за социальные конфликты. Технофобия – пессимистическое направление, призывающее к отказу от использования достижений науки и техники.
|
Категория: Естествознание | Добавил: Татьяна_Михайловна
|
Просмотров: 1358 | Загрузок: 52
| Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|