Тема Нового года неизменно была одной из самый популярных среди российских поэтов и писателей. Мы подобрали три удивительных стихотворения ХХ века, которые помогут читателю посмотреть на этот праздник с разных сторон.
Новый год давно стал одним из главных государственных праздников в России, поэтому не случайно, что к этой теме обращалось такое количество российских поэтов. Стихи радостные и грустные, полные надежд и разочарований, философские и бытовые — все они отражают культуру и традиции нашей страны. Мы подобрали три удивительных стихотворения ХХ века. Они разные по времени написания, манере исполнения и тональности, но есть в них и нечто общее — ощущение важности происходящего.
Борис Пастернак «Снег идет»
Борис Пастернак сочинил стихотворение «Снег идет» в 1957 году. Поводом для его написания стал сильный снегопад. Получилось невероятно динамичное произведение, темп и выразительность которому придает анафора «снег идет» (повтор слова или словосочетания в начальной позиции — прим. ред.). Стилистическая фигура подчеркивает важное, подобно руководящему лейтмотиву в музыкальном произведении. Читаем отрывки:
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и все в смятеньи,
Bсе пускается в полет,
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
<…>
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
Снегопад преображает привычный мир, который живет по своим законам и подчиняется силам стихии («к белым звездочкам в буране / тянутся цветы герани»; «все пускается в полет»), даже земля и небо сливаются воедино («сходит наземь небосвод»). Из-за гиперболичности в описании, происходящее вокруг кажется ненастоящим, сказочным, мистическим. Здесь даже время течет быстрее («Потому что жизнь не ждет / Не оглянешься и святки / Только промежуток краткий / Смотришь, там и новый год»).
Конечно, в стихотворении присутствует философские мотивы бренности человеческой жизни и скоротечности времени. В этом смысле интересно упоминание перекрестка, который обычно символизирует выбор, перемены. Но в стихотворении Бориса Пастернака перекресток наряду с другими предметами — убеленным пешеходом, удивленным растениям — в смятенье. Говорит ли это о предрешенности происходящего и об отсутствии выбора? Возможно.

|