Весть

Воскресенье, 19.05.2024, 19:41

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Статья "Петербургская интеллигенция как носитель толерантности"
«Постамент «Медного Всадника» волна, застывшая в камне,- символ петербургской интеллигенции. Волна – это изменчивость, подвижность, текучесть. Камень – твердость, постоянство внутренней силы. Так и петербургский интеллигент сочетает в себе открытость новым идеям с незыблемостью нравственных норм. Петербург сохранил строгий чертеж петровского замысла, но при этом не менялся на протяжении трех столетий, порождая особых людей – интеллигентов, ставших самым прочным основанием для города». Эти слова Сергея Михайловича Слонимского (композитора, музыканта, педагога) легли в основу моей статьи о проблеме создания толерантного поля в нашем городе , который по своему исторического предназначению должен являться образцом . Петербург изначально позиционировал себя европейской столицей, т.е. городом просвещенным, лишенным традиционных предрассудков. Тому являет подтверждение вся история нашего города. Указами Петра I привлекались талантливые мастера, архитекторы, художники, профессора из Европы и огромных просторов России. Северная столица и впоследствии являлась центром сосредоточения творческих сил империи Российской. Университет, Академия художеств, консерватория, императорские театры - уже только это перечисление приводит в памяти множество имен, которые прославили наше отечество. Не собираюсь углубляться в исторический или культурологический экскурс, думаю, что моя мысль уже очевидна. Петербург никогда не был традиционным этническим городом по своей сути. Видимо в этом таится и наша неподготовленность к возникшей проблеме формирования, если угодно, воспитания, толерантности. Изначально вопросы взаимоотношений между людьми, которых собрали со всей России для строительства города, решались естественным образом – каждый занимался своим делом – общим делом строительства столицы. Затем, как и в любой столице большой империи, обосновывались представители различных народов, ее населявших и т.д. Следующий исторический опыт – это период построения нового общества или общности – советской. Государственный язык - русский - изучался всеми жителями «от Москвы до самых до окраин». В результате, мы привыкли к тому, что все люди России думают как мы, русские. Известно, что язык является носителем культуры, самоидентификации. Произошла подмена понятий. Национальные признаки воспринимались нами, как, впрочем, и своя народная культура, этаким музейно-этническим экспонатом. Сегодня мы столкнулись с тем, что нас окружают люди, которых мы не понимаем, и их много. Непонимание вызывает страх, отчуждение и, как следствие, агрессию. Не буду повторять общие места о необходимости правительственных программ для урегулирования этой проблемы, перейду к примерам возможного их преодоления из опыта прошлого. Современный процесс глобализации имеет обратную сторону: обращение к истокам, корням своего народа. Но понимание своего своеобразия реально только в условиях сопоставления с другими. Именно это является, с моей точки зрения, ключевым моментом нашей деятельности. Работая с детьми одного из детских домов Санкт-Петербурга (кстати, среди них нет ни одного ребенка другой национальности!) очень агрессивно настроенных против мигрантов, я предложила сделать «живой» журнал «Вокруг света» «Россия и ее соседи». Были предложены страны: Россия, Беларусь, Украина, Армения, Азербайджан, Абхазия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, и города: Москва, Минск, Киев Алма-Ата, Ташкент, Душанбе Ереван, Баку, Тбилиси. Своих студентов-музыкантов я попросила помочь мне. Ребята разделились на группы. Каждая группа изучала культуру народа, которому была посвящена их страница. Задачу я поставила простую: «Чья страничка будет интересней». Узнавая много нового об истории, костюмах, кушаньях, обычаях, литературе, искусстве «своей страны», дети делились информацией с другими, привлекая на свою сторону «болельщиков». Вместе со студентами воспитанники детского дома разучивали песни, слушали музыку, мы ставили танцы. В результате один из мальчиков рассказал, что познакомился с «армяшкой», тот «оказался нормальным». Еще один пример из жизни воспитанников детского дома. Согласно положению о городском фестивале «Россия- родина моя» среди воспитанников государственных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей проводился конкурс. Воспитанникам детского дома предоставлялась возможность принять участие в «Рыцарском турнире » при условии победы на конкурсе. Была определена тема «Дмитрий Донской». Сначала ребята не хотели принимать участие в подготовке к конкурсу. Мы вместе со студентами разработали большую программу по истории России периода Дмитрия Донского. Подготовили сценарий. Использовали музыка из произведений композиторов: М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов», Н.А. Римский-Корсаков «Шахерезада»,С. Прокофьев кантата «Александр Невский». Студент нашего колледжа Мамед Гусейнов специально написал музыку «Плачь». Звукорежиссер Андрес Янович Апсите сделал фонограмму. Я специально обратилась к своим друзьям профессору Театральной Академии, хореографу Прокопенко Л.А. и преподавателю литературы Линьковой Л. И.(Академия культуры, кафедра культурологи). Когда воспитанники детского дома заняли 1 место на конкурсе, их лица светились счастьем. «Мы всегда были отстой, теперь они знают какие мы на самом деле». Я перестала бояться приводить своих студентов в детский дом. Воспитанники уже ждали их, разговаривали, сами просили написать для них музыку, слушали их игру и пение. А ведь это классические музыкальные произведения. Опыт сотрудничества с детским домом явился хорошей школой толерантности и для воспитанников и для студентов, которые на практике поняли значение их профессии, важность художественной культуры и понимание непреходящей ценности основных понятий нравственности долг, совесть, справедливость, любовь. Иной пример. Урок, подготовленный студентами 2 курса первокурсникам «О любви». Студенты второго курса сами предложили и подготовили эту тему. За основу они взяли тему лекций «Основные понятия морали: любовь, счастье и смысл жизни» и «Современные проблемы этики», но, неожиданно для меня, наполнили их другим содержанием. Студенты рассказывали о различных этнических традициях взаимоотношений между юношей и девушкой, обрядах ухаживания и сватовства, о брачных ритуалах, о распределении ролей в семье, выделяя своеобразие и общее. Их интересовал институт семьи в различных культурах. Когда они проводили конкурс песен о любви, то зазвучали песни о любви к Родине, к матери. В нашем колледже учатся студенты разных национальностей, много ребят из области и других регионов России. Я обратила внимание, что уровень общей культуры очевидно влияет на категоричность, однозначность в оценке поведения других, на бескомпромиссное неприятие гастарбайтеров. Задавая провокационные вопросы, я вызывала ребят на спор, студенты стихийно разделялись на группы «за» и «против». Аргументы «против» носят чаще бездоказательный эмоциональный характер. Аргументы «за» более объективны, продуманны, сочувственны. В результате группа «за» становиться многочисленнее, а «против» - остается 2-3 человека. Затем я предлагаю самостоятельно подготовить презентацию, доклад о достопримечательностях своего родного города, поселка, об интересных людях и т.п. Вывод. Педагог современной петербургской школы должен с особым тщанием растить образованного с широким кругозором и четкими нравственными установками человека ориентированного на общечеловеческие нравственные ценности. Художественная культура и литература являют неистощимый кладезь инструментов для «возделывания души». Люди, приезжающие в наш город смогут если, не полюбить то научиться именно от нас уважению к нашей культуре, традициям, языку. Кто как не мы должны являть этому пример. Необходимо демонстрировать красоту нашей музыкальной и художественной культуры не только на уровне дворцов, музеев и театров, а в первую очередь на собственном примере. В школах устраивать встречи детей иных культур и наших творческих коллективов. Толерантность общества – это, прежде, всего толерантность педагога.
Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна_Михайловна (20.10.2012)
Просмотров: 767 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [4]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 355

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0