АНТИЧНОЕ УЧЕНИЕ О ПРИРОДЕ СТИХИЙ
мир состоит из огня, воды, воздуха и земли,
из огня — чтобы быть видимым,
из земли — чтобы быть твёрдым,
из воды и воздуха — чтобы быть единым
(ибо твёрдые силы связуются двумя промежуточными,
чтобы из Всего возникло Единое),
и, наконец, из всех вместе —
чтобы быть завершённым и безущербным.
Диоген Лаэрций. «О философах», кн. III, Платон, 73
Необходимо отметить, что термин «стихии» (первоэлементы) у античных физиков имел двойное значение:
– идеальные простые тела (многогранные корпускулы) четырёх видов: тетраэдральные (огонь), октаэдральные (воздух), икосаэдральные (вода) и кубические (земля);
– состояния вещества (материи): огнеподобное (плазма), воздухоподобное (газообразное), водоподобное (жидкое) и землеподобное (твёрдое).
Иными словами, античные натурфилософы, с одной стороны, представляли четыре первоэлемента как некие идеальные образцы простейших тел (корпускул), с другой — как некие особые состояния материи (вещества): землеподобное (твёрдое и сухое), водоподобное (жидкое и холодное), воздухоподобное (газообразное, тёплое и влажное) и огнеподобное (плазменное, светящееся, тёплое и сухое).
Аристотель писал:
«...ни огонь, ни воздух и ни один из названных нами элементов не прост, все они смешанные. Действительно простые тела похожи на них, но не тождественны с ними; например, то, что сходно с огнём, огнеподобно, но не огонь, и то, что сходно с воздухом, воздухообразно, и так же обстоит дело с остальными».
(«О возникновении и уничтожении», кн. 2, гл. 3, 330 b)
|