Творческие способности (креативность) можно и нужно развивать. В классических тестах на определение творческих черт, например, в тесте Торренса, принято изучать это качество, как набор из минимум 4 характеристик: беглость, гибкость поиска, оригинальность и проработанность [Torrance, 1966]. И каждую из этих 4 характеристик можно улучшать по отдельности.
1
Беглость или продуктивность
Беглость или продуктивность – это общее количество идей, которые человек может придумывать в единицу времени. На беглость непосредственно влияет эрудиция человека, а также ассоциативное мышление и его скорость. Поэтому больше читайте, решайте нестандартные задачи, общайтесь с новыми людьми и делайте все то, что развивает интеллект. Есть даже такая концепция редукции (сведения) творчества к интеллекту, в соответствии с которой, уровень развития креативности определяется уровнем развития интеллекта [Eysenck, 1995].
2
Гибкость поиска
Гибкость поиска – это использование человеком разных способов нахождения решений творческих задач. Для развития этой составляющей креативности полезно изучать и применять разные творческие алгоритмы: морфологический анализ Ф. Цвикки, латеральное мышление Э. Де Боно, АРИЗ Г. Альтшуллера, метод фокальных объектов Ч. Вайтинга и многие другие.
3
Оригинальность
Оригинальность – это способность производить идеи, которые редко предлагают другие люди. Данное качество связано с творческой смелостью, способностью видеть необычные связи. Оригинальность, как ни странно, порождается тем, что у дизайнеров называется «насмотренностью». Когда мы знаем, как что-то делали до нас другие, мы можем не повторяться (1) и не совершать чужих ошибок (2).
4
Проработанность решений
Проработанность решений – показатель того, насколько человек способен и готов детализировать свои идеи. Это качество является сложным и состоит из большого количества частей: системного мышления, внимательности к деталям, отсутствия психологических барьеров и т.п. Но мы вам предлагаем в первую очередь познакомиться с теорией инвестирования Стернберга. Она не про деньги, а про креативность. Недоработанные идеи часто очень уязвимы, и, если их высказать преждевременно, мы можем получить критику и опустить руки. Этого лучше не допускать.
|